Психолог
|
|
Психолог Нукусского филиала Узбекского государственного университета физической культуры и спорта Аллярова Айгуль Давлетьяровна Телефон: (+99891) 304-87-82 Электронная почта: aygul-alliyarova_g@mail.ru |
- Деятельность отраслевого психолога относится к сфере образовательных услуг, направлена на повышение качества и эффективности обучения, воспитание гармонично развитой личности и создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного, полноценного психологического развития обучающегося.
- Психолог отделения обеспечивает возможности индивидуального подхода к личности, опираясь на ее поведение и мыслительную деятельность учащегося, возрастные закономерности психического развития, профессиональные знания, особенности взаимодействия со школьниками и взрослыми, сверстниками, организацию учебного процесса, выявляет его способностей, выявляет возможные причины отклонений от нормы, пути психолого-педагогической коррекции.
Объектом исследования и взаимодействия деятельности отраслевого психолога являются студенты, преподаватели и родители высших учебных заведений. Их можно изучать индивидуально или в группах.
- Психолог отделения осуществляет свою деятельность в тесном контакте с заместителем директора по духовно-просветительской работе, кафедрой, медицинскими работниками, отдельными комиссиями, родителями и сотрудниками вуза.
- Общее руководство на должность отраслевого психолога осуществляет заместитель директора по духовности и просвещению высшего учебного заведения.
- Психолог отделения направляет всю свою деятельность на разработку программы, учитывающей возраст и быстрое развитие учащихся, гарантирующей динамическое развитие, охватывающей все стороны их психики, выбираемые в качестве цели.
- Направления деятельности отраслевого психолога:
психопрофилактическая работа
психодиагностика
психическое развитие и психокоррекция
психологическое консультирование
Психопрофилактика – это особый вид деятельности отраслевого психолога, который заключается в создании здоровой психологической среды для студентов и преподавателей и обеспечении оптимальных условий для их личностного развития.
Основными задачами психологической профилактики являются:
формирование личности, создание разумных условий для поддержания психического совершенства;
своевременная профилактика психологических дефектов и расстройств, которые могут возникнуть на пороге личностной зрелости и интеллектуального развития;
работать над адаптацией учащегося к определенным условиям, создавать специальные группы для социальной адаптации, для борьбы с невротическими состояниями, работать с учащимися с особыми потребностями и с их родителями, руководителем группы, исполнением и т. д.);
участвовать в процессе приема студентов на первую ступень, определять уровень психологической готовности своей отраслевой системы образования, разрабатывать программу индивидуальной работы со студентами во взаимодействии с профессорами и преподавателями;
непосредственное участие в психолого-педагогическом комплексном исследовании перехода обучающихся с одной ступени обучения на другую, психологическая экспертиза перехода с одной ступени на другую в сотрудничестве с учащимися и родителями,
работа со студентами в целях обучения и воспитания, условий жизни, невротических состояний, профилактики психологического напряжения, невротических состояний, профилактики психологического напряжения;
организация психологических консультаций для определения уровня психического (интеллектуального) развития с целью полного отражения способностей, психологических качеств и особенностей личности обучающегося;
отраслевое сообщество — помощь в формировании мероприятий по устранению, снижению психологического напряжения и утомления у его членов, их профилактика;
создать научно обоснованную модель в сотрудничестве с профессорами и преподавателями, связанную с перспективами отрасли. Участвуют в психолого-педагогической диагностике эффективности образовательного процесса в филиале, вносят в него изменения и в конечном итоге служат решению задачи гармоничного развития обучающихся;
вносить коррективы в учебный процесс с учетом особенностей учебных мотивов, направленности личности, ее направленности на ценности, связанные с этнокультурой;
изучить психологические корни конфликтов между коллективом, педагогами, родителями, семейных конфликтов, проанализировать мотивы, их вызывающие, показать сущность межличностных отношений, смягчить и полностью исключить чрезвычайные ситуации, дать консультации по возникающим вопросам;
наладить индивидуальную работу с молодежью, страдающей наркозависимостью, наркотиками, легкими браками, незаконным обогащением;
освежить психику тяжелобольных студентов и сотрудников, познакомить их с законами вечности, дать совет, как отказаться от пессимизма и жить жизнью благодарности;
выявить и разработать методические рекомендации по выявлению дефектов психического мира обучающихся с нарушениями обучаемости, а также учитывать индивидуально-психологические особенности лица, нуждающегося в коррекционной работе;
выявление возможности самоуправления у студентов вуза (биоритм, эмоция, мотивация, воля, интерес, внимание и др.).
развивать навыки социальной адаптации у студентов, особенно студентов, проживающих в общежитиях и съемных квартирах, и проводить психолого-педагогические воздействия на решение их социальных проблем;
выявление правонарушителей со склонностью к правонарушениям и преступности, направление их на общественно активную деятельность путем стабилизации их психического состояния;
проверить уровень экологических, экономических, политических, этнопсихологических знаний сотрудников и студентов филиала и изучить возможность укрепления самостоятельности и разработать систему мероприятий по формированию у них чувства патриотизма;
Психологический анализ проблемы распределения и эффективного использования свободного времени у студентов с социально-психологической точки зрения и способы организации свободного времени в соответствии с целью, использование их в приобретении этнопсихологических знаний, духовных ценностей;
выявить у студентов отделения чувство сбережения общественных средств, изучить чувство бережливости, защиты собственности, провести массовое обследование неприятных переживаний среди населения, разработать мероприятия по формированию у них обязанности ценить труд, строить национальную гордость, межэтнические отношения, выполнять свою работу;
создание научной психологической программы развития предпринимательских способностей у сотрудников и студентов филиала, а также анализ его доли в производстве материальных благ;
организация мероприятий, направленных на укрепление уверенности молодых людей, пострадавших от домашнего насилия, в будущем, вовлечение их;
организация психологических служб, направленных на защиту и помощь молодым людям, пострадавшим от домашнего насилия.
Психодиагностика — психодиагностическое исследование, направленное на более глубокое психолого-педагогическое изучение студентов в период обучения, направленное на выявление их индивидуально-психологических особенностей, причин возникновения недостатков в обучении. Диагностическая работа проводится в группах или индивидуально.
При этом практический психолог выполняет следующие задачи:
С целью определения соответствия критериям развития юношеского периода психолог проводит психологическое обследование студентов отделения, определяет их уровень. Диагностирует профпригодность студентов, исследует их личностные качества, силу воли, эмоции, способность к самоуправлению, интеллектуальный уровень;
психолог изучает психологические особенности преподавателей и студентов, их интересы, склонности, способности и т. д., оказывает определенную помощь в становлении специалиста и зрелой личности.
исследует студентов, чтобы изучить их взаимодействие со своими сверстниками. Адаптирует психофизиологические методы к конкретным условиям с учетом особенностей своей этнокультуры.
совместно с другими специалистами в данной области проводит дифференциальную диагностику с учетом многообразия дефектов психического развития учащегося. Особенно:
а) определяет медицинский и дефектологический характер дефектов;
б) выявляет причины и формы ассоциативного поведения;
в) рассматривает социально-психологические корни таких проблем, как наркомания, алкоголизм, воровство, непотизм среди студентов, анализирует его факторы;
Психическое развитие и психокоррекционная работа — направление требует от психолога активного воздействия на процесс формирования личности и интеллекта студентов, преподавателей .
В этом направлении психолог проводит следующую конкретную работу:
развивающая и психокоррекционная работа организуется психологом в различных формах, ситуациях и ситуациях:
а) планируется специальная работа практического психолога, занятия, которые могут проводиться отдельно с отдельными учащимися.
б) каждое студенческое мероприятие будет проводиться специально, чтобы сосредоточиться на образовательном воздействии на студенческие группы;
в) обучение родителей в педагогических отрядах в форме воспитательных мероприятий с участием работников системы высшего образования.
Психологическая часть коррекционной деятельности, включающая развивающие и психокоррекционные проблемы, осуществляется специалистами.
программа развивающей и психокоррекционной работы должна быть построена таким образом, чтобы отражать ценностные ориентации, этнопсихологические и этнокультурные особенности группы лиц, привлекаемых к коррекционной работе; программу целесообразно разрабатывать с учетом народа, этно-нации, истории народа, традиций, обычаев и традиций.
Психолог отделения разрабатывает и реализует программу поэтапной коррекции дефектов психического развития и поведения студентов, а также недостатков. Для этого с ними проводят специальные занятия, упражнения на уменьшение искажений, проводят тренинги с целью развития творческих способностей.
Оборудовать специальные кабинеты для предотвращения и снижения эмоционального напряжения (помещение должно соответствовать мировым стандартам, иметь пульт дистанционного управления, средства отображения, аутотренинг, социальный тренинг, технические средства, научные методики).
коррекционная работа должна проводиться в определенном порядке, на основе научного отбора, на конкретной сессии. При этом следует учитывать этническую принадлежность, возраст, пол, индивидуально-типологические особенности, степень подверженности человека, страдающего эмоциональным напряжением: при этом применение японских методик также дает возможность собрать необходимую информацию и снять напряжение.
В рамках службы психолога филиала разрабатывается и реализуется программа поэтапной коррекции дефектов и недостатков в психическом развитии студентов, поведенческих и межличностных отношениях. Для этого он проводит с ними специальные занятия, проводит тренинги по развитию их творческих способностей.
Психологическую часть коррекционной деятельности выполняют психологи. Развивающая и коррекционная работа решается психологом в различных формах и ситуациях:
Специальная индивидуальная работа отраслевого психолога;
занятия, направленные на обучение группы учащихся;
проведение тренингов в форме воспитательных мероприятий с участием профессорско-преподавательского состава.
Психологическое консультирование (консультирование) — осуществляется путем предоставления конкретных консультаций всем лицам, участвующим в обучении и воспитании обучающихся, в том числе администрации, профессорско-преподавательскому составу, родителям, сотрудникам общественных и общественных организаций.
В этом направлении психолог проводит следующую конкретную работу:
организация индивидуальных, групповых, коллективных консультаций по обучению, развитию, воспитанию, профессиональному становлению и браку, секретам взаимодействия, общения , отношениям со сверстниками и мировоззрению, способностям, талантам;
консультирование администрации по интересующим студентов и групп вопросам: подготовка практических инструкций для сотрудников управления по их активизации, воздействию на них;
предоставлять родителям научно-практические рекомендации по особенностям психического развития учащихся, их становлению как личности, состоянию взаимоотношений, в том числе по возрастным, гендерным, индивидуально-типологическим особенностям детей;
сбор социально-психологической информации по аттестации, социальным требованиям и распоряжениям и их обобщение, разработка индивидуальных рекомендаций;
собирать информацию о потребностях, желаниях, интересах студентов, социальных взглядах, позициях, совместимости и отношении к жизни в общежитии и вырабатывать рекомендации по их реализации;
изучить достоинства и недостатки традиционных методов обучения, проверить эффективность новаторских, активных методов, определить отношение к ним учащихся и на их основе индивидуализировать обучение, дифференцировать учебное отделение, дать указания;
Участвовать в отборе одаренных студентов, разрабатывать научные психологические рекомендации и на основании этого участвовать в присуждении им стипендий;
- Методы осуществления деятельности отраслевого психолога могут быть следующими:
проведение цикла лекций и тренингов с профессорами и преподавателями филиала, студентами в целях роста и популяризации психологической культуры, их распространение;
создание научно-популярной литературы;
проведение психодиагностических исследований, разработка методик (тесты, анкеты, эксперименты, наблюдения, интервью и др.);
психологическое консультирование;
проведение психологических консультаций.
- План работы в этом направлении утверждает и курирует заместитель директора по духовно-просветительской работе.
- Обязанности психолога отделения:
изучение этико-психологического климата в филиале, его влияние на личность студента;
проведение социально-психологической диагностики для выявления индивидуальных проблем обучающихся;
выявление студентов, нуждающихся в социальной защите (всех студентов);
защита учащихся в условиях давления со стороны взрослых и индивидуальная работа с ними (индивидуальные беседы со студентами);
выявление детей из неблагополучных семей;
проводить индивидуальное консультирование студентов в сложных ситуациях;
консультирование родителей, воспитателей, администрации и групповых тренеров;
выявление и профилактика поведенческих нарушений у студентов;
проведение психопрофилактической и коррекционной работы со студентами по различным случаям;
помочь педагогическому коллективу индивидуализировать обучение студентов, провести инструктаж педагогов по проведению коррекционной работы в зависимости от уровня роста их способностей и задатков, что особенно важно в этой сфере психологической службы — эти студенты изучают задержек (отставания), нарушений поведения, ухудшения обучаемости;
Реализация законов Республики Узбекистан, Национальной программы подготовки кадров, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования и переподготовки кадров.
- Документы о деятельности психолога:
годовой план работы, утверждаемый директором филиала;
журнал консультаций психолога;
журнал индивидуальной работы со студентами;
социально-психологические паспорта студенческих групп филиала;
создание базы данных неблагополучных семей, учащихся группы риска;
Материалы для работы с родителями, педагогами.
- Индивидуальная ответственность психолога отделения:
выполнять функциональные обязанности;
обеспечить полное выполнение утвержденного плана работы;
своевременно сдавать отчеты по утвержденной форме;
точность психологических диагнозов;
адекватность методов диагностики и коррекции;
работа со студентами и их результатами;
обоснованность рекомендаций;
заполнение и хранение контрольно-пропускных и других документов.
- Обязанности психолога отделения:
ведение делопроизводства в соответствии с Уставом филиала и Кодексом психологии;
участие в методических семинарах по деятельности психологов высших учебных заведений;
отчетность перед руководством филиала о проделанной работе;
администрация, обеспечивающая конфиденциальность личной информации, полученной в процессе консультирования;
- Права отраслевого психолога:
участвовать в заседаниях Совета филиала;
участвовать в занятиях и внеклассных мероприятиях для наблюдения за деятельностью учащихся;
знакомство с педагогическими документами;
проведение групповых и индивидуальных психологических исследований в филиале;
участвовать в научных и научно-популярных изданиях с целью обобщения своего опыта работы, пропаганды психолого-педагогических знаний;
получать обучение и факультативные нагрузки в соответствии со своим образованием и квалификацией;
при необходимости обращаться в лечебно-дефектологические учреждения;
выносить вопросы, связанные с совершенствованием образовательного процесса, на руководство высшего учебного заведения;
участие в исследовательской работе;
повышать свою профессиональную квалификацию исходя из своих профессиональных потребностей;
иметь благоприятные условия для организации труда;
получить консультацию у руководства филиала;
разработка методических рекомендаций по единому подходу к работе с учащимися группы риска;
участвует в уроках, лекциях, внеаудиторных мероприятиях с целью наблюдения за поведением преподавателей и студентов, особенностями учебной деятельности в учебном процессе;
посещает встречи тренеров, родителей и учеников;
проводит в филиале групповые и индивидуальные психологические эксперименты с целью проведения научных исследований;
Психологическая специализация, помимо базовых знаний, имеет возможность преподавать и факультативно преподавать по педагогическому курсу 0,5;
требует от вышестоящих организаций создания необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
рекомендует родителям методы консультационных услуг по психологии семейной жизни, если это необходимо;
период отпуска практикующего психолога одинаков для всех профессоров и преподавателей отделения;
- Отраслевой психолог должен знать:
Закон Республики Узбекистан «Об образовании» и Национальная программа подготовки кадров, внутренняя и внешняя политика государства, содержание указов, постановлений и приказов по вопросам образования и молодежи;
Осознание тайн современной общей психологии, т. е. психологических компонентов всесторонне развитой личности (когнитивной, эмоциональной, поведенческой), психологических закономерностей, психологических механизмов и психологических феноменов, индивидуально-психологических особенностей познавательных процессов в структуре личности, волей- эмоциональные состояния, современные теории личности;
психологии юношеских периодов, т. е. от классификации психологической периодизации к своеобразным психологическим закономерностям, механизмам и явлениям подросткового возраста, отрочества, студенчества, юности, зрелости, неизбежности психологических, физиологических и социальных факторов этого периода углубленное знание специфические психологические характеристики трудностей;
осознание современных социально-психологических знаний, т.е. процессов психологической социализации, классификации групп и их хронологии, системы ценностей личности в той или иной деятельности, потребностей, мотивов, интересов, мировоззрений, мечтаний и желаний, социальной активности , ответственность, знание долга, его составляющих, аспектов коллективной сплоченности, приспособления к социальной среде;
доскональное знание этнопсихологических знаний, т.е. национального характера, системы национальных ценностей, национальных обычаев и традиций, психологического портрета национального образа и психологии менталитета;
Быть в курсе новаций отечественных и зарубежных ученых, способствующих психологическому портрету концепции гармоничной личности;
Знание современных методов психологической помощи, психопрофилактики, психологического воспитания и просвещения, психодиагностики, психического развития и психокоррекции и психоконсультирования;
знание современных исследовательских и пропагандистских методов педагогической психологии, психологических механизмов направленности учащихся на учебную деятельность, психотренингов, усиливающих мотивы обучения;
требуется знание современных научно обоснованных методов исследования и адвокации.
- Квалификационные требования к отраслевому психологу:
Психолог 1-й категории: специалист, имеющий степень магистра по специальности, должен иметь стаж работы психологом 2-й категории не менее 1 года (стаж работы магистра по специальности не требуется);
Психолог 2 категории: бакалавр или дипломированный специалист по психологии, должен иметь опыт работы психологом не менее 2-х лет.
